От нашего пользователя поступил вопрос: |
|
|
Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем:
При оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за казенными учреждениями (включая органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления) на праве оперативного управления, объекта налогообложения НДС не возникает.
В связи с этим арендаторы такого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.
Обоснование:
Организации (ИП) являются налоговыми агентами по НДС, только если они арендуют имущество (федеральное, субъектов РФ или муниципальное) непосредственно у органов власти.
В то же время, организации – арендатору не придется исполнять агентские НДС-обязанности, если арендатор:
- арендует государственное или муниципальное имущество у унитарного предприятия (ГУПа, МУПа) или бюджетного учреждения, которое закреплено за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этом случае НДС должен исчислять и уплачивать арендодатель. Он должен выставлять счета-фактуры с НДС, а арендатор должен перечислять ему всю сумму арендной платы вместе с налогом
- арендует имущество у казенного учреждения, поскольку в этом случае объекта обложения НДС не возникает.
Согласно подпункту 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по оказанию услуг казенными учреждениями не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
На основании статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение.
В силу положений статей 214, 215 и 296 Гражданского кодекса за государственными (муниципальными) учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления.
Учитывая изложенное, при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за казенными учреждениями (включая органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления) на праве оперативного управления, объекта налогообложения НДС не возникает.
В связи с этим арендаторы такого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.
Судебная практика:
"...Согласно пункту 3.1 договора арендная плата за пользование объектом устанавливается в соответствии с отчетом от 28.03.2012 N 102-1/2012 об оценке рыночной арендной платы за объект и составляет 467 руб. 60 коп. за 1 кв. м, без учета НДС. Сумма ежемесячной арендной платы без учета НДС составляет 303 472 руб. 40 коп.
Буквальное толкование приведенных условий договора в редакции дополнительного соглашения от 17.04.2012 N 3 позволяет сделать вывод об отсутствии оснований для включения суммы НДС в расчет размера подлежащего взысканию с арендатора в пользу арендодателя штрафа за нарушение пункта 2.2.6 договора.
В отношении услуг по предоставлению в аренду государственного имущества, переданного в оперативное управление организации, особенностей по уплате налога на добавленную стоимость главой 21 НК РФ не предусмотрено.
Так как в данном случае денежные средства в виде штрафа НДС не облагаются, поскольку не связаны с оплатой реализованных услуг (товаров, работ) (статья 39 НК РФ), оснований для включения суммы НДС в расчет штрафа по настоящему делу не имеется."
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Учитывая изложенное, при предоставлении органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну, обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора, являющегося налоговым агентом.
Аналогичный вывод следует из Определений Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 309-КГ17-16472, от 27 сентября 2017 г. N 301-КГ17-13104, от 26 марта 2015 г. N 310-КГ15-1150.
Подборка: