ТОП популярных вопросов Линии консультаций (02.12.2020)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png
От нашего пользователя поступил вопрос:
Работник Общества написал жалобу в ИФНС на образовавшуюся задолженность по налогам. Получил ответ. Вопрос: может ли работник обжаловать ответ налоговой инспекции сразу в суд, без обращения в вышестоящую налоговую инспекцию? Ответ необходимо аргументировать судебной практикой или позицией пленума ВС РФ.
 Ляйс Оксана.png
Ответ Эксперта Линии консультаций по юридическим вопросам
Ляйс Оксаны
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:

Прежде чем обращаться в суд, обжалуйте решение инспекции в вышестоящем налоговом органе, то есть пройдите досудебный порядок (п. 2 ст. 138 НК РФ) 

Обоснование: 

Каждое лицо вправе обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если таковые нарушают его права (ст. 137 НК РФ). Пожаловаться можно в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, и (или) в суд.  

Основания, когда вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу (простую или апелляционную) налогоплательщика полностью или частично без рассмотрения, перечислены в п. 1 ст. 139.3 НК РФ.

И жалоба, и апелляционная жалоба представляют собой обращение в налоговый орган в случае, если лицо считает, что его права нарушены решением или иным ненормативным актом налогового органа либо действиями (бездействием) его должностных лиц. Жалоба подается на вступившие в силу ненормативные акты налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц. Предметом апелляционной жалобы является обжалование не вступившего в силу решения о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам камеральной или выездной налоговой проверки.

Первое основание для оставления жалобы (и простой, и апелляционной) без рассмотрения - ее подача с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 НК РФ.

Жалоба, в том числе апелляционная, подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем (законным или уполномоченным).

Жалобу можно направить в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок представления жалобы в электронной форме должна утвердить ФНС.

Напоминание. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ). Такие лица могут действовать от имени организации без доверенности.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п. 3 ст. 29 НК РФ). При представлении интересов плательщика уполномоченный представитель должен подать в налоговый орган оригинал доверенности на представление интересов от имени плательщика либо заверенную в установленном порядке копию такой доверенности (Решение ФНС РФ от 13.12.2018 N СА-3-9/9449@).

Следовательно, вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без рассмотрения, если она не подписана лицом, подавшим ее, или представителем такого лица (пример из судебной практики - Постановление АС МО от 05.02.2018 N Ф05-874/2018 по делу N А40-174278/2017).

Из пункта 4 ст. 139.2 НК РФ следует, что к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие полномочия представителя (если именно он подает жалобу).

Ранее (до внесения Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ изменений, вступивших в силу 02.06.2016) в пп. 1 п. 1 ст. 139.3 НК РФ было указано, что вышестоящий налоговый орган не рассмотрит жалобу в случае непредставления оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих полномочия представителя на ее подписание. Сейчас такое основание в Налоговом кодексе не закреплено. Однако Минфин считает, что вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без рассмотрения, если не поданы оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на подписание жалобы (Письмо от 15.07.2019 N 03-02-08/52361). С учетом положений Налогового кодекса с такой точкой зрения можно поспорить и, возможно, небезуспешно, о чем свидетельствует позиция, выраженная арбитрами в Постановлении АС СЗО от 07.12.2017 N Ф07-12777/2017 по делу N А26-1325/2017. Но гарантии нет, так как среди судей есть мнение о том, что отказ в рассмотрении жалобы правомерен, если к ней не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика на подписание жалобы и (или) осуществление иных полномочий по представлению интересов подателя жалобы в отношениях с налоговыми органами. Пример - Постановление АС УО от 21.05.2019 N Ф09-2476/19 по делу N А60-47393/2018.

Жалобу, в том числе апелляционную, не будут рассматривать, если в ней не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав жалующегося лица.

Список информации для указания в жалобе конкретизирован в п. 2 ст. 139.2 НК РФ. В жалобе обязательно отражаются:

  • Ф.И.О. и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  • обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, акт ненормативного характера либо действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе (на бумажном носителе, в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика). 

При составлении жалобы также можно воспользоваться Информацией ФНС РФ от 09.02.2011 "О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган" (в части, дополняющей вышеприведенный перечень).

Жалобу оставят без рассмотрения, если она подана после истечения установленного срока представления и не содержит ходатайства о его восстановлении либо в восстановлении пропущенного срока отказано. Данное основание не распространяется на апелляционную жалобу, поскольку срок подачи такой жалобы не подлежит восстановлению.

Апелляционная жалоба подается до дня вступления в силу обжалуемого решения (вступает в силу по истечении месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю), - п. 9 ст. 101 НК РФ).

Таким образом, апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть подана в течение одного месяца со дня получения налогоплательщиком указанного решения.

Соответственно, по истечении данного срока может быть подана простая жалоба в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Аналогичный (годичный) срок установлен для подачи простой жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также на решения, вынесенные при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, в порядке ст. 101.4 НК РФ (когда нарушение выявлено не по результатам налоговых проверок). В этих случаях годичный срок на подачу жалобы исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи простой жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Вышестоящий налоговый орган не будет рассматривать жалобу полностью или частично, если:

  • до принятия решения по ней от лица, ее подавшего, поступит письменное заявление об отзыве жалобы полностью или в части. Заявление подается в налоговый орган, который рассматривает жалобу;
  • ранее подавалась жалоба по тем же основаниям.

Отзыв жалобы (и простой, и апелляционной) лишает лицо, подавшее ее, права на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям (п. 7 ст. 138 НК РФ).

За исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по причине отзыва жалобы либо повторного обращения по тому же основанию, оставление жалобы без рассмотрения в остальных случаях не препятствует повторному обращению с жалобой. Главное - успеть пожаловаться в установленные сроки.

                      Судебный акт                                                                                                            Акценты от судей
     Постановление АС ЗСО от 13.02.2018 N Ф04-58/2018 по делу N А81-2778/2017 Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на подачу в вышестоящий налоговый орган повторной жалобы на решение нижестоящего налогового органа, если имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа  
     Постановление АС СЗО от 07.12.2017 N Ф07-12777/2017 по делу N А26-1325/2017
     Постановление АС УО от 31.05.2019 N Ф09-2468/19 по делу N А60-47290/2018 Если налогоплательщик успевает, может быть подана и повторная апелляционная жалоба при наличии обстоятельств, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа
     Постановление ФАС ПО от 25.02.2014 N Ф06-3633/2013 по делу N А12-922/2013 Налогоплательщик может обратиться в вышестоящий налоговый орган с простой жалобой на решение налогового органа в той части, в которой оно не обжаловалось в апелляционном порядке

Последняя причина, по которой простая жалоба может быть не рассмотрена, от налогоплательщика не зависит, поскольку связана с устранением налоговым органом нарушения прав лица, подавшего жалобу.

Согласно п. 1.1 ст. 139 НК РФ при получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, принимает меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. В случае устранения нарушения налоговый орган сообщает об этом в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня такого устранения с приложением подтверждающих документов (при их наличии).

Вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения представленную налогоплательщиком жалобу, если таковая не подписана лицом, ее подавшим, либо его представителем. Если жалобу подписывает уполномоченный представитель, к ней следует приложить документы, подтверждающие его полномочия (доверенность). При составлении жалобы в ней обязательно указывается, что именно стало причиной нарушения прав заявителя. При подаче жалобы следует соблюсти сроки, в течение которых можно жаловаться. Восстановить пропущенный срок могут, но только при подаче простой жалобы и при наличии уважительной причины. Также нужно учитывать, что жалоба не рассматривается, если она отзывается до принятия по ней решения пожаловавшимся лицом или если жалоба является повторной и в ней приведены обстоятельства, ранее уже рассмотренные вышестоящим налоговым органом. 

Подборка:

1. Готовое решение: Как обжаловать решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}

2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) {КонсультантПлюс}

3. Постановление АС ЗСО от 13.02.2018 N Ф04-58/2018 по делу N А81-2778/2017

4. Постановление АС СЗО от 07.12.2017 N Ф07-12777/2017 по делу N А26-1325/2017

5. Постановление АС УО от 31.05.2019 N Ф09-2468/19 по делу N А60-47290/2018

6. Постановление ФАС ПО от 25.02.2014 N Ф06-3633/2013 по делу N А12-922/2013


Скачать подборку документов


Другие статьи

Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2021, № 19
Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2021, № 19
Дата подписания номера- 17.09.2021 г.
16.09.2021 Читать далее
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СПС КОНСУЛЬТАНТПЛЮС
Компания "КонсультантПлюс" выпустила дополнительные системы для бюджетных организаций.
13.09.2021 Читать далее