|
|
Ответ Эксперта Линии консультаций по закупкам |
Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:
Казначейство вправе рекомендовать перенести финансирование с 2021 г на 2022 г, законодательством это предусмотрено.
Таким образом, заказчик имеет возможность включить сведения о закупках с периодом исполнения в 2022 г. в плановую документацию 2021 года. Учреждение обязано соблюдать нормы, установленные ст. 72 БК РФ, то есть заключать переходящие договоры по 44-ФЗ при наличии выделенных на них бюджетных средств.
Все закупки, запланированные в 2021 году с поэтапным исполнением в 2022 году, проводятся только под фактически доведенные обязательства.
После того, как Вам Казначейство осуществит перенос финансирования с 2021г на 2022г для оплаты этапы и завершить исполнения контракта Вам необходимо внести изменения в план-график закупок.
Изменения в план-график вносятся путем размещения в ЕИС новой редакции такого плана с указанием даты внесения изменений. Дата внесения изменений - дата их утверждения (п. 24 Порядка N 1279).
В каких случаях вносятся изменения:
Изменить план-график может потребоваться в следующих случаях (ч. 8 ст. 16 Закона N 44-ФЗ, п. 22 Порядка N 1279):
-
изменились установленные в соответствии со ст. 19 Закона N 44-ФЗ требования к закупаемым товарам (работам, услугам), в том числе в части предельной цены и (или) нормативных затрат;
-
изменились доведенные до заказчика лимиты бюджетных обязательств, показатели планов (программ) ФХД, решение и (или) соглашение о предоставлении субсидий;
-
нужно реализовать решение, принятое заказчиком по итогам общественного обсуждения закупки (например, отменить закупку);
-
необходимо использовать экономию, полученную при проведении закупки;
Обоснование:
Получатель бюджетных средств (ПБС) принимает доведенные обязательства в рамках установленных ЛБО (п. 3 ст. 219 БК РФ). Лимиты определяются не только на текущий период, но и на два последующих. Цифры подтверждаются в плане финансово-хозяйственной деятельности и плане-графике, которые составляются на три года. Если заказчику утвердили текущие и будущие плановые показатели, то он вправе заключить переходящий договор на следующий год (в 2021 — на 2022).
Каждый госконтракт в обязательном порядке включает пункты о сроках поставки и приемки, порядке и способах оплаты приобретенных товаров, работ, услуг (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Укажите в договоре условие, что услуги прошлого контракта будут оплачены в рамках следующего года, иначе у заказчика возникнут проблемы, если лимиты на оплату доведут не в полном объеме: придется расторгнуть текущий контракт или обновить его условия в дополнительном соглашении.
Если заказчик собирается провести закупку за счет бюджетных средств, запланированных на 2022, но не учтенных в выделенных бюджетных обязательствах на 2021-2023 гг., то процесс определения поставщика товаров, работ, услуг возможен только после доведения до учреждения средств бюджета на 2021-2023 гг. (письмо Минфина РФ № 24-03-07/67425 от 16.10.2017). Такой заказ вносят в план, действующий в 2021, только после непосредственного доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие (исполнение) таковых обязательств. В 44-ФЗ определено, после размещения плана-графика когда можно заключать договор в 2021 году (или публиковать извещения), — не раньше чем через 1 день после изменения плана-графика (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ).
Запомните важное правило: переходящие контракты указывайте в плане года их исполнения. Вот как перенести закупку на следующий период исполнения:
1. Откройте актуальный план-график.
2. В графе «Планируемый срок окончания исполнения контракта» отразите период исполнения контракта.
3. Разделите платежи по годам. Заключите переходящий контракт. В реестре госконтрактов ЕИС укажите такой же срок исполнения, что и в регистре планирования. Запомните ИКЗ (код присваивается в соответствии с годом начала исполнения) и указывайте его во всех платежах и сопроводительных документах.
Для отражения переходящих контрактов, заключенных на средства, выделенные в 2021, но с плановым исполнением в 2022, в бухучете используется счет 1 502 11 000. Образовавшийся остаток на будущие периоды не переносится. Проведите перерегистрацию обязательств и отражайте фактические операции в новом финансовом периоде (Приказ Минфина № 162н от 06.12.2010).
Смотрите, как отражать принимаемые обязательства прошлого года в казенном учреждении при изменении срока исполнения контракта на следующий год, и по аналогии проводите операции БУ и АУ:
Дебет | Кредит | Содержание |
КРБ 1 501 23 000 | КРБ 1 501 13 000 | Перенос утвержденных ЛБО заказчика с прошлого на текущий финансовый период |
КРБ 1 501 15 000 | КРБ 1 501 25 000 | Перенос доведенных ЛБО с очередного финансового периода на текущий |
КРБ 1 502 21 000 | КРБ 1 502 11 000 | Перенос принятых и неисполненных ЛБО с очередного на текущий финансовый период |
Отражение переходящего контракта в плане-графике Заключение переходящих контрактов допускается и в рамках Федеральной контрактной системы, и по нормативам БК РФ. Незарегистрированные соглашения оплате не подлежат. Это касается не только переходящих, но и текущих госконтрактов. Пока договор не зарегистрируют, его не профинансируют и не оплатят (ст. 72 БК РФ). Минфин уточнил, может ли муниципальное казенное учреждение изменить источник финансирования в контракте дополнительным соглашением, — да, если сведения об источнике финансирования не влияют на взаимные обязательства сторон, по которым достигается соглашение, такие условия не являются существенными (письмо Минфина № 24-03-08/48635 от 05.06.2020).
Несущественные условия меняют по соглашению сторон — в дополнительном соглашении. Заключают переходящие контракты точно так же, как и обычные госконтракты. Сначала заказчик планирует заказ, затем проводит закупку и определяет победителя. С победителем госзаказа заключается договор на условиях, предусмотренных извещением и закупочной документацией. Напоминаем, что с 01.01.2022 закупочная документация становится необязательной, а вся информация о заказе приводится в извещении (360-ФЗ от 02.07.2021). Информацию о заключенном контракте указываем не только в ЕИС, но и в плане-графике, сформированном в ГИИС «Электронный бюджет». Вот как отразить суммы, переходящие по контрактам с прошлого года, в «Электронном бюджете»: Заполняем плановые документы за год фактического исполнения соглашения. Указываем корректный идентификационный код закупки, совпадающий с периодом выполнения обязательств. Предложение на закупку формируем текущим, 2021, годом. Ставим фактический период оплаты — 2022. Отражаем заказ в фактическом ПФХД (2022 — время исполнения). Если заказчик — казенное учреждение, то заполняем плановый.
В ГК РФ разъясняется, если акт выполненных работ бюджетному учреждению выставлен в январе за декабрь прошлого года, в каком месяце и году он должен быть отражен, — по факту исполнения. Если услуга по контракту оказана в декабре, а оплата прошла в январе, то менять контракт нет необходимости: соглашение действует до момента исполнения всех обязательств при условии включения такого пункта в текст контракта (ч. 2 п. 3 ст. 425 ГК РФ). В рамках действия 44-ФЗ стороны заключают дополнительное соглашение или протокол разногласий, в котором согласуют новый срок действия — до исполнения обязательств или до конца января следующего года.
Переходящие контракты на другой бюджетный год по 44-ФЗ — договоры, которые заключают в текущем периоде, а исполнение обязательств по взаиморасчетам переносят на следующий. Ключевые правила финансирования и планирования закупок Для эффективного ведения закупочной деятельности государственные и муниципальные заказчики в процессе проведения закупок используют положения БК РФ (ч. 1 ст. 2 44-ФЗ). Каждая организация-заказчик ежегодно разрабатывает, утверждает и публикует планы-графики — это основа закупочной деятельности. В ст. 16 44-ФЗ строго закреплено, вправе ли заказчик по 44-ФЗ провести закупку, если она не включена в план-график, — нет, заказчики проводят торги только в соответствии с планом-графиком. За проведение незапланированного заказа должностное лицо оштрафуют на 30 000 рублей (ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП РФ).
В 44-ФЗ указано, как в плане-графике закупок разместить контракт на 2022 год, заключенный в 2021 году: включить его в план 2022. Информация о закупке подлежит включению в плановые документы того периода, в котором исполнят этот контракт. По новым правилам, вступившим в силу с 01.10.2019, план-график формируется не на один, а на три финансовых периода. В 2021 формируем план на 2022 и плановые 2023-2024 годы
Оплата закупок за счет средств бюджета 2021-2022 Бюджетным кодексом (ч. 1 ст. 72) предусмотрено, что приобретение товаров, работ, услуг на обеспечение государственных и муниципальных нужд производится только при соблюдении норм и правил действующего законодательства — Федерального закона № 44 и положений БК РФ. Учреждения вправе заключать госконтракты на основании актуального плана-графика и оплачивать их в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных на отчетный период (ч. 2 ст. 72 БК РФ). В Федеральной контрактной системе разъясняется, можно ли заключать контракты в текущем году на следующий финансовый год, — да, никаких запретов в 44-ФЗ не установлено. Но заказчик не вправе проводить те закупки, которые не были внесены в согласованный план. Заказчики имеют возможность заключить договор концом предыдущего периода, если финансирование перечислят в следующем. По действующему бюджетному и контрактному законодательству, заказчик вправе совершить закупочную процедуру для определения поставщика товаров, работ или услуг в 2021 с целью дальнейшего заключения и исполнения госконтракта в 2022.
Формирования в подсистеме "Бюджетное планирование" ГИИС "Электронный бюджет" и представления в Федеральное казначейство информации и документов о соглашениях (договорах) (изменениях к ним), заключенных на бумажных носителях, а также законодательных и иных нормативных правовых (правовых) актах (изменениях к ним), подлежащих включению в реестр соглашений (договоров) о представлении субсидий, бюджетных инвестиций, межбюджетных трансфертов, в целях их исполнения в 2022 финансовом году.
Подборка:
1. Готовое решение: Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ
2. Постановление Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279
(ред. от 01.12.2021)"О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о порядке формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, на официальном сайте такой системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", об особенностях включения информации в такие планы-графики и планирования закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства, а также о требованиях к форме планов-графиков закупок")(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)