ТОП интересных вопросов Линии консультаций (23.05.2022)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png


От нашего пользователя поступил вопрос:
Сотрудники переходят к новому работодателю через процедуру увольнение/прием на новое юр.лицо. Условия труда остаются прежними (работники остались работать в тех же помещениях, в том же офисе и на тех же рабочих местах), меняется лишь только наименование организации. Имеется действующая специальная оценка условий труда у прежнего работодателя для всех рабочих мест. Может ли новая организация воспользоваться результатами СОУТ прежнего юр.лица и комиссионно принять решение о не проведении СОУТ, ссылаясь на ч.3 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"?

 Айрапетов Сергей Михайлович.jpg
Ответ Эксперта Линии консультаций по юридическим вопросам
Айрапетов Сергей
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее: 

Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона;

3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

При этом, в силу п. 3 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3 - 5 и 7 части 1 настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией.

Таким образом, предметом специальной оценки условий труда является непосредственно рабочие места, при этом, оценка проводится в случае изменения определенных характеристик существующих рабочих мест, либо возникновения новых рабочих мест.

Согласно позиции изложенной в письме Письме Минтруда России от 21.05.2015 N 15-1/ООГ-2852, в случае если условия труда на рабочих местах не изменились, а изменились только наименование работодателя и его реквизиты при сохранении наименований профессий (должностей) работников и состава выполняемых ими должностных обязанностей, с учетом требований статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" проводить внеплановую специальную оценку условий труда нет необходимости.

В силу п.1 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Вместе с тем, действия связанные с увольнением работников из штата одного юридического лица и прием этих работников в штат другого юридического лица по смыслу положений законодательства реорганизацией не являются. В таком случае для работников происходит смена работодателя. При этом, по сути изложенных положений законодательства новый работодатель в такой ситуации осуществляет ввод в эксплуатацию новых рабочих мест, поскольку у данного лица эти рабочие места ранее отсутствовали.

Сам по себе факт перехода имущества (недвижимое имущество, инвентарь рабочих мест) от одного лица к другому, сам по себе не свидетельствую о сохранении условий труда на рабочих местах у нового работодателя. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.02.2020 N Ф03-6730/2019 по делу N А51-4120/2019.

В связи с чем, в случае перевода работников путем увольнения и последующего приема на новое юр.лицо необходимо провести специальную оценку условий труда в отношении новых рабочих мест.

Документы: 

1. Вопрос: О проведении внеплановой спецоценки условий труда в случае реорганизации работодателя. (Письмо Минтруда России от 02.11.2016 N 15-1/ООГ-3847) {КонсультантПлюс} 

2. Вопрос: Рабочие места были переданы из образовательных учреждений района в 2020 году в нашу организацию, обслуживающую эти учреждения на безвозмездной основе, причем СОУТ на этих рабочих местах была проведена и по настоящий момент времени она действует. Следует ли нам вновь проводить СОУТ на переданных рабочих местах? ("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2021) {КонсультантПлюс} 

3. Вопрос: Об учете результатов спецоценки условий труда при изменении наименования работодателя и его реквизитов. (Письмо Минтруда России от 21.05.2015 N 15-1/ООГ-2852) {КонсультантПлюс} 

4. Подборка форм: Оформление специальной оценки условий труда (КонсультантПлюс, 2022) {КонсультантПлюс} 

5. Вопрос: О проведении внеплановой специальной оценки условий труда при реорганизации организации, если условия труда на рабочих местах не изменились; о применении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР при наличии у организации актуальных результатов аттестации рабочих мест. (Письмо Минтруда России от 24.04.2015 N 17-3/В-215) {КонсультантПлюс} 

6. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.02.2020 N Ф03-6730/2019 по делу N А51-4120/2019 Требование: О признании незаконным решения органа Пенсионного фонда РФ в части. Обстоятельства: Оспариваемым решением доначислены страховые взносы, пени и штраф в связи с занижением базы для начисления страховых взносов на доходы работникам по видам выплат. Решение: Требование удовлетворено частично, так как работодатель, организовав новые рабочие места в силу действующего законодательства, обязан был обеспечить проведение специальной оценки условий труда и не вправе был применять результаты аттестации рабочих мест прежнего собственника, размер штрафа снижен с учетом требования о соразмерности наказания. {КонсультантПлюс} 

7. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 N 13АП-32735/2018 по делу N А56-75749/2018 Заявление о признании недействительным решения пенсионного органа в части начисления штрафа, пеней, недоимки в связи с неуплатой страховых взносов по дополнительному тарифу правомерно удовлетворено, поскольку невключение трудового стажа застрахованных лиц в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, исключает обязанность страхователя по уплате за таких работников страховых взносов по дополнительному тарифу. {КонсультантПлюс}

Скачать подборку документов


Другие статьи

Информационный банк "Решения госорганов по спорным ситуациям" и онлайн-архив «Архив решений ФАС и УФАС»
Если Вам необходимо изучить документы госорганов по патентным, антимонопольным спорам, материалы решений госорганов по жалобам и обращениям организаций и граждан, и прочим вопросам – воспользуйтесь материалами информационного банка «Решения госорганов по спорным ситуациям».

19.03.2024 Читать далее