ТОП интересных вопросов Линии консультаций (19.08.2021)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png
От нашего пользователя поступил вопрос:
Вопрос по сроку оценки залогового имущества  при банкротстве. Если есть оценка,  но прошло более 6 месяцев, конкурсный управляющий при деле о банкротстве говорит нужно обновить так как срок прошел
Ляйс Оксана.png 
Ответ Эксперта Линии консультаций по юридическим вопросам
Ляйс Оксаны
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем следующее:

Полагаем, что является правомерной реализация конкурсным управляющим имущества должника без проведения повторной оценки имущества, если на дату проведения торгов истек шестимесячный срок с даты оценки имущества должника, при условии отсутствия жалоб на использование такого отчета оценщика. 

Обоснование: 

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в п. 1 ст. 124 предусматривает, что принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов (ст. 2 Закона о банкротстве).

Согласно п. 1 ст. 127 Закона о банкротстве при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона о банкротстве, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. 

На основании п. 2 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) конкурсный управляющий обязан привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.

Согласно п. 1 ст. 130 Закона о банкротстве арбитражный управляющий привлекает оценщика для определения стоимости имущества должника и производит оплату его услуг за счет имущества должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.

Пункт 5 ст. 130 Закона о банкротстве предусматривает, что на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, составляет менее чем 100 000 руб., может быть проведена без привлечения оценщика.

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей (ст. 2 Закона N 135-ФЗ).

В силу ст. 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом N 135-ФЗ, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 по делу N А56-40785/2013).

Оспаривание результатов отчета оценщика допускается в предусмотренной законом процедуре - самостоятельной судебной в соответствии со ст. 13 Закона N 135-ФЗ и Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".

На основании п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве в течение десяти рабочих дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер требования конкурсного кредитора или размер требования уполномоченного органа превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов, вправе направить конкурсному управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.

Повторная оценка имущества должника, в отношении которого ранее уже было заявлено требование о проведении оценки в соответствии с настоящим пунктом, проводится в случае, если конкурсные кредиторы или уполномоченные органы примут на себя расходы на ее проведение.

Положения Закона о банкротстве не предусматривают проведение повторной оценки в связи с истечением установленного федеральными стандартами срока, а также не устанавливают невозможность реализации в этом случае имущества должника с использованием в качестве начальной цены стоимости, определенной в отчете, с учетом того, что данные отчета об оценке используются лишь для утверждения собранием кредиторов начальной цены продажи (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.03.2013 по делу N А44-529/2007).

Закон о банкротстве не предусматривает необходимости обязательного проведения повторной оценки, поскольку оценка носит рекомендательный характер (Определение ВАС РФ от 27.12.2013 N ВАС-4102/09 по делу N А40-31270/07-36-79"Б").

Положения Закона о банкротстве не предусматривают обязанности проведения повторной оценки; сам факт истечения указанного срока не является достаточным основанием для вывода о неправильном определении цены проданных объектов (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 по делу N А09-5060/2012).

Однако в арбитражной практике имеется подход, в силу которого отчет об оценке имущества, выполненный независимым оценщиком, деятельность которого регулируется Законом N 135-ФЗ, следует признать достоверным и возможным к учету в иных правоотношениях в пределах шести месяцев с даты его составления (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу N А33-11865/2014).

По нашему мнению, конкурсный управляющий, в отсутствие жалоб на использование им отчета с истекшим шестимесячным сроком с даты оценки имущества должника, вправе реализовать имущество должника без проведения повторной оценки имущества. 

Подборка: 

1. Определение Верховного Суда РФ от 22.08.2018 N 307-КГ18-11916 по делу N А56-79945/2017 {КонсультантПлюс}

2. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 по делу N А33-17024/2016к6 {КонсультантПлюс} 

3. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2014 по делу N А56-40785/2013 {КонсультантПлюс} 

4. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.03.2013 по делу N А44-529/2007 {КонсультантПлюс} 

5. Определение ВАС РФ от 27.12.2013 N ВАС-4102/09 по делу N А40-31270/07-36-79"Б" {КонсультантПлюс} 

6. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 по делу N А09-5060/2012 {КонсультантПлюс} 

7. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.10.2014 по делу N А33-11865/2014 {КонсультантПлюс}

8. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" {КонсультантПлюс}

Скачать подборку документов


Другие статьи

Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2024, № 07
Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2024, № 07
Дата подписания номера-22.03.2024
22.03.2024 Читать далее
ТОП интересных вопросов Линии консультаций (20.03.2024)
От нашего пользователя поступил вопрос: С частным агентством (исполнителем) заключен договор по предоставлению труда работников (персонала).Согласно п. 3 ст. 18.1. ФЗ №1032-1 от 19 апреля 1991г. "О занятости населения в Российской Федерации", осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности. В процессе выполнения договора у частного агентства аккредитация Рострудом была отозвана. Какие риски могут возникнуть у Заказчика при продолжении получения услуг в рамках договора от такого частного агентства?
20.03.2024 Читать далее