ТОП интересных вопросов Линии консультаций (07.07.2021)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png
От нашего пользователя поступил вопрос:
Подскажите, пожалуйста, Автономная некоммерческая организация обязана проводить ежегодный аудит финансовой и бухгалтерской отчетности. Нужно ли проводить данную процедуру закупки в соответствии с требованиями 44 ФЗ?

Организация проводит закупку обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО согласно Закону N 44-ФЗ.

Согласно п. 4 ст. 5 Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" организация проводит закупки обязательного аудита и аудит финансовой отчетности, подготовленные в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.

Извещение и документация размещается в специальном разделе на сайте zakupki.gov.ru. Способ закупки - открытый конкурс в электронной форме.

Электронная подпись получается в Федеральном казначействе для работы в данном разделе.

После размещения Протокола подведения итогов (определения победителя) какие обязанности у заказчика по процедуре заключения договора? Договор должен быть заключен на электронной площадке, где проводилась закупка? (etp.zakazrf.ru), или договор подписывается на бумаге и уже не относится к Законам N 223 ФЗ и N 44-ФЗ, не вносится в Реестр договоров по Закону N 223-ФЗ и реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ? Правильно ли, что после процедуры подведения итогов закупки данный 
 Кривицкая.png
Ответ Эксперта Линии консультаций по юридическим вопросам
Кривицкой Нины
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем:

С нашей точки зрения, договор на проведение обязательного аудита заключается в электронной форме с использованием ЕИС и электронной площадки по результатам открытого конкурса в электронной форме, который проводится в порядке, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.

Также, стоит отметить, что Закон N 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с заключением указанного в вопросе договора. Организация не обязана направлять информацию о заключенном договоре для включения в реестр контрактов либо реестр договоров, заключенных заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Обоснование:

Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности должен заключаться акционерными обществами, в уставном капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Также, из ч. 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ следует, что при заключении договора на проведение обязательного аудита применяться должны не все положения Закона N 44-ФЗ, а лишь положения, регулирующие порядок проведения открытого конкурса в электронной форме и заключения договора по итогам его проведения.

Аналогичные разъяснения даны, в частности, в письме Минэкономразвития России от 24.02.2017 N Д28и-1443.

Согласно  ч. 7 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлено, что если законодательством с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения контрагента в соответствии с Законом N 44-ФЗ, то при их проведении положения ст.ст. 14, 23, 28-30, 34, 35 Закона N 44-ФЗ не применяются, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации следует применять лишь "процедурные" нормы Закона N 44-ФЗ. Это исключает, в частности, необходимость применения положений Закона N 44-ФЗ, посвященных планированию, нормированию закупок, исполнению заключенных контрактов и т.п. (смотрите в связи с этим п. 2 письма Минфина России и ФАС России от 24 января 2018 г. N 24-04-06/3691/РП/4072/18).

А поскольку Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не распространяется на отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со ст. 5 Закона N 307-ФЗ (п. 7 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ), направлять информацию о заключении договора на проведение обязательного аудита для включения в реестр договоров, заключенных заказчиками в соответствии с Законом N 223-ФЗ, также не требуется.

Часть 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ не указывает на то, идет ли в ней речь об открытом конкурсе именно в электронной форме. Согласно ч. 2 ст. 24, ч. 43 ст. 112 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2019 года все закупки конкурентными способами проводятся в электронной форме. Исключений из этого правила для случаев осуществления закупки на оказание услуг по проведению обязательного аудита ни ч. 44 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, ни иные нормы не предусматривают.

Отсюда, на наш взгляд, следует, что такие закупки должны осуществляться путем проведения конкурса именно в электронной форме. Официальных разъяснений по этому вопросу мы не обнаружили, однако в правоприменительной практике встречаются примеры именно такого подхода (решения УФАС по Санкт-Петербургу от 22.02.2019 N 11-13/19, УФАС по Кировской области от 11.03.2019 N 043/06/54.5-30/2019, УФАС по Приморскому краю от 30.05.2019 N 025/06/32-263/2019). Осуществление же закупки путем проведения электронной процедуры предполагает (ст.ст. 54.1-54.7, ст. 55.1, ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ), что договор по ее результатам должен быть заключен в электронной форме с использованием ЕИС и электронной площадки.

Подборка:

1. Вопрос: О закупке по отбору аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и закупке услуг по проведению обязательного аудита такой отчетности. (Письмо Минэкономразвития России от 04.09.2015 N ОГ-Д28-11916) {КонсультантПлюс}.

2. <Письмо> Минфина России N 24-04-06/3691, ФАС России N РП/4072/18 от 24.01.2018 "О позиции Минфина России и ФАС России по вопросам применения Федеральных законов от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при осуществлении закупок на оказание услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности" {КонсультантПлюс}.

3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" {КонсультантПлюс}.

4. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 05.04.2021) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" {КонсультантПлюс}.

5. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об аудиторской деятельности" {КонсультантПлюс}

Скачать подборку документов


Другие статьи

Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2021, № 19
Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2021, № 19
Дата подписания номера- 17.09.2021 г.
16.09.2021 Читать далее
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СПС КОНСУЛЬТАНТПЛЮС
Компания "КонсультантПлюс" выпустила дополнительные системы для бюджетных организаций.
13.09.2021 Читать далее