ТОП интересных вопросов Линии консультаций (04.07.2020)

Безымянный-1_Монтажная область 1.png
 Безымянный-2.png


От нашего пользователя поступил вопрос:
Подскажите пожалуйста поэтапный план. В наше учреждение будут вливаться несколько других учреждений, как правильно оформить реорганизацию?

 Кривицкая.png


Ответ Эксперта Линии консультаций по юридическим вопросам
Кривицкой Нины
Добрый день!

Рассмотрев Ваш вопрос, сообщаем:

Бюджетное учреждение как юридическое лицо по решению учредителя может быть подвергнуто реорганизации. Она проводится в порядке, установленном ГК РФ, Законом об НКО и иными нормативными актами. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Пошаговая инструкция реорганизации казенного учреждения путем присоединения включает стандартные этапы:

  • Принятие Правительством РФ (исполнительным органом власти субъекта РФ) решения;

  • Рассылка уведомлений;

  • Составление передаточного акта;

  • Перерегистрация.

 Правовое обоснование:

Процесс реорганизация в указанной форме начинается с принятия решения о проведении указанной процедуры. Так как собственником бюджетного учреждения является государство (муниципальное образование), решение о начале процедуры реорганизации имеют право принимать следующие органы:

1. Исполнительный орган власти Российской Федерации – правительство, в том числе в лице профильных министерств.

2. Исполнительные органы власти субъекта РФ.

К содержанию такого решения предъявляется ряд обязательных требований:

Указывается цель данного мероприятия исходя из основных задач, предусмотренных учредительными документами организации.

Детально описываются организационно-штатные мероприятия в отношении структуры управления и штатной численности учреждения.

Порядок проведения необходимых действий, с указанием сроков ликвидационных мероприятий, а также ответственных лиц.

Источники бюджетного финансирования процесса передачи прав и обязанностей.

При утверждении данное решение подлежит согласованию с рядом министерств и ведомств: в части финансирования мероприятий по реорганизации – с Министерством финансов; в части передачи имущественных активов государства – с Министерством имущества, и т.д.

Также на стадии принятия решения вносятся изменения в документы учреждения, к которому переходят права и обязанности в процессе реорганизации.

При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества (Письмо Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176).

Решения учредителей также обычно дублируют нормы законодательства (но с детализацией) – указывается, какие действия и в какой срок надо произвести реорганизуемым учреждениям. В силу ст. 13.1 Закона о реорганизации  учреждениям следует:

  • в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщить в письменной форме в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о ее форме, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более учреждений такое уведомление направляется учреждением, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решении о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что учреждение (учреждения) находится (находятся) в процессе реорганизации;
  • после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать уведомление о реорганизации в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц. В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации учреждении, ее форма, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом;
  • в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме уведомить известных учреждению его кредиторов. Кредитор учреждения, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации учреждения, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым учреждением. Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации учреждения.

По завершении расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий составляется передаточный акт или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату реорганизации.

Передаточный акт или разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого учреждения, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Передаточный акт закрепляет правопреемственность третьего юридического лица. Он представляет собой годовую бухгалтерскую отчетность присоединяемых учреждений, где факт передачи отражен бухгалтерскими проводками. 

Момент, с которого учреждение считается реорганизованным, установлен п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 3 ст. 16 Закона об НКО и зависит от формы реорганизации.

В процессе слияния, преобразования, выделения, а также реорганизации бюджетного учреждения путем присоединения, кадровые вопросы решаются на основе трудового законодательства РФ. Работодатель в этих случаях должен действовать согласно ст.75 ТК РФ. Любая реорганизация учреждения государственного или муниципального типа не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками.

Работодатель не обязан ставить в известность работников о том, что намечается или уже проведена реорганизация юридического лица. Все сотрудники реорганизуемой организации должны быть переоформлены в «новом» учреждении.

Трудовой договор может быть прекращен, если работник сам отказывается продолжать работу по причине произошедшей реорганизации. В этом случае уволить работника может только «старый» работодатель. Отказ должен быть оформлен в письменной форме с указанием причины: «в связи с проведенной реорганизацией».

Новое юридическое лицо должно допустить работника до работы на прежних условиях трудового договора. Если на предприятии, созданном после реорганизации, изменяется штатное расписание и работодатель инициирует сокращение численности или штата, то работник должен быть проинформирован о прекращении трудового договора не менее, чем за 2 месяца до увольнения. Работодатель должен предложить такому работнику имеющиеся вакансии, которые соответствуют его квалификации и состоянию здоровья. Если человек отказывается от предложенных вакансий, тогда его увольняют с соблюдением всех требований законодательства.

Реорганизация может быть осуществлена только юридическими лицами. При реорганизации предприятия и внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ ранее действующие юридические лица прекращают свою деятельность. Это касается всех форм реорганизации, кроме выделения, при котором «старое» юридическое лицо продолжает свою работу.

Правовые последствия реорганизации выражаются в правопреемстве, когда права и обязанности переходят от одного юридического лица к другому. В зависимости от формы реорганизации права и обязанности не всегда передаются в полном объеме. Они могут быть переданы частично, что осуществляется на основании соглашения. В результате реорганизации предприятие получает новое название, ИНН.

Подборка:

1. <Письмо> Минфина РФ от 16.06.2003 N 03-01-01/08-176 <О порядке проведения реорганизации и ликвидации федеральных органов исполнительной власти и федеральных . учреждений и отражении указанных процедур и их результатов при исполнении федерального бюджета и в бухгалтерском учете и отчетности учреждений> {КонсультантПлюс}.

2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020) {КонсультантПлюс}.

3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О некоммерческих организациях" {КонсультантПлюс}.

4. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 26.11.2019) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" {КонсультантПлюс}.

5. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.05.2020) {КонсультантПлюс}

Скачать подборку документов



Другие статьи

Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2021, № 19
Анонс журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА», 2021, № 19
Дата подписания номера- 17.09.2021 г.
16.09.2021 Читать далее
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СПС КОНСУЛЬТАНТПЛЮС
Компания "КонсультантПлюс" выпустила дополнительные системы для бюджетных организаций.
13.09.2021 Читать далее