Налоговые проверки в 2019 году. Кто интересен ФНС в первую очередь

Многие руководители боятся налоговых проверок как огня. Это неудивительно, ведь часто проверяющие подходят к проверке формально и штрафы налагаются даже за технические ошибки. Кроме того, с 2019 года произошел ряд изменений.

Изменился порядок камеральных проверок. По общему правилу срок камеральной проверки составляет 3 месяца. Этот срок отсчитывается:

- в подтверждение даты отправки декларации, полученной вами от оператора электронного документооборота при подаче электронной декларации;

- по отметке инспекции на вашем экземпляре декларации, поданной на бумаге непосредственно в ИФНС;

- по описи вложения при отправке декларации по почте (Письмо Минфина России от 29.12.2016 N 03-04-05/79413).

Но в конце 2018 года произошли изменения в сроках проверок. Эти изменения были очевидны, поскольку налоговый орган перешел на электронный документооборот в части НДС.

Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 302-ФЗ, подписанный Президентом России, вносит поправки в части первую и вторую Налогового кодекса РФ. Закон предусматривает сокращение срока проведения камеральных налоговых проверок по НДС с 3 до 2 месяцев.

В 2018 году внесены изменения в части блокировки счетов. Решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента (плательщика страховых взносов) по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств также принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом (плательщиком страховых взносов) расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчета по страховым взносам), в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такого расчета.

Новые формы налогового контроля

С начала 2019 года утверждены новые формы налогового контроля. Среди обновленных форм можно назвать:

- требование о представлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях;

- решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки;

- решение об истребовании документов (информации) у аудиторской организации (индивидуального аудитора);

- протокол ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля;

- дополнение к акту налоговой проверки;

- требование о представлении странового отчета;

- заявление об освобождении поручителя (банка) от обязательств по договору поручительства (банковской гарантии);

- уведомление о непредставлении расчета по страховым взносам.

Следует обратить внимание на то, что ранее не было установлено следующих форм документов:

- протокола ознакомления с материалами налоговой проверки;

- уведомления о непредставлении расчета по страховым взносам;

- заявления об освобождении поручителя (банка) от обязательств по договору поручительства (банковской гарантии);

- требования о представлении странового отчета и о представлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях;

- решения об истребовании документов у аудитора и о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки.

Вместе с тем применение проверяющими ненадлежащих форм не влечет отмену решения налогового органа.

Проверка ценообразования при трансфертном ценообразовании

Согласно НК РФ налоговые органы обязаны контролировать трансфертное ценообразование в сделках между взаимозависимыми лицами.

В отношении трансфертного ценообразования долгие годы ведутся дискуссии. Дискуссии касаются как проверки ценообразования, так и установления фактов необоснованной налоговой выгоды.

Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 302-ФЗ повышает порог для признания сделок контролируемыми. Это значит, что и порог для проведения проверок повышается.

В перечень неконтролируемых сделок входят:

- все внутрироссийские сделки между взаимозависимыми лицами становятся неконтролируемыми (в 2018 году только с оборотом менее 1 млрд руб.);

- сделки, являющиеся исключениями, например если хотя бы одна из сторон использует льготы, снижающие ставку по налогу на прибыль ниже ставки, применяемой контрагентом, а также сделки с полезными ископаемыми, налоговая база НДПИ по которым определяется в процентах, признаются контролируемыми, если оборот по ним превышает 1 млрд руб. в год (в 2018 году порог составлял 60 - 100 млн руб.);

- внешнеэкономические сделки с взаимозависимыми лицами с суммой доходов по ним менее 60 млн руб. также становятся неконтролируемыми.

Проверка применения налоговых льгот и НДС в чеках

В 2019 году изменились налоговые льготы, а следовательно, и вопросы проверки в части применения льгот тоже изменятся.

С 1 октября 2018 года при реализации драгоценных металлов нулевую ставку НДС вправе применять налогоплательщики, которые производят драгоценные металлы из лома и отходов без лицензии на пользование недрами. Прежде такая лицензия была нужна (Федеральный закон от 27.06.2018 N 159-ФЗ). С 1 октября 2018 года по товарам, экспортированным за пределы ЕАЭС, не требуется представлять копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов с отметками таможни места убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы России. ИФНС может получить данные о вывозе товаров напрямую у таможни в электронном виде.

Однако если эти данные таможня не представит либо они будут противоречить сведениям, заявленным самим налогоплательщиком, то ИФНС может затребовать копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих вывоз товара. На представление таких документов налогоплательщику отводится 30 календарных дней с момента получения требования инспекции.

При этом с 2019 года налогоплательщик может отказаться от льгот в части применения нулевой ставки НДС экспортером.

До 1 октября 2018 года при продаже товаров за рубеж российские компании не могли подтвердить нулевую ставку по НДС, если в роли зарубежного покупателя выступала российская организация. Налоговики в таком случае требовали уплаты НДС в обычном порядке - как при внутрироссийской реализации. Причем факт пересечения товаром российской границы для проверяющих значения не имел, поскольку для подтверждения экспортной ставки сейчас нужен контракт именно с иностранным покупателем.

По товарам, которые будут реализованы на экспорт начиная с 01.10.2018, подтвердить нулевую ставку НДС можно будет и при наличии контракта с российской организацией. По его условиям товар должен поставляться обособленному подразделению компании (филиалу, представительству российской компании).

Соответственно, если компания применяет дополнительные льготы или отказалась от применения льгот, целесообразно подать в налоговый орган пояснения. Пояснения подаются в том же виде, что и декларация. Так как декларация по НДС подается в электронном виде, то и пояснения необходимо также подать в электронном виде. С 2017 года происходит переход на онлайн-кассы. Соответственно, в 2019 году можно ожидать проверок применения онлайн-касс, когда компании не применяют кассы.

В 2018 году произошло важное изменение в НДС - новая редакция п. 6 ст. 168 Налогового кодекса. Содержащееся в нем положение отныне предписывает в обязательном порядке указывать НДС в чеках и иных документах, выдаваемых розничным покупателям при торговле товарами, работами или услугами.

Интересно, что в ценниках товаров выделять НДС не требуется, по крайней мере, пока. Соответственно, налоговый орган может проверять выделяемый НДС в чеках, при этом с 2019 года должны использоваться чеки с выделенным НДС 20%. Критерии проверок контрольно-кассовой дисциплины в налоговом законодательстве не установлены.

Обмен информацией между ведомствами и риск попадания в выездную налоговую проверку

Достаточно давно существует электронный обмен информацией между ведомствами. Теперь в рамках экспортных и импортных операций налоговый орган может запросить информацию только 1 (один) раз. По товарам, реализованным на экспорт с 1 октября 2018 года, экспортный контракт для подтверждения нулевой ставки НДС можно будет представить в ИФНС также только 1 (один) раз.

Если в последующем он понадобится для подтверждения экспортной ставки, вместо него плательщик НДС сможет направить в инспекцию уведомление, составленное в произвольной форме. Это уведомление надо будет направить в инспекцию вместе с НДС-декларацией, в которой отражены экспортные операции, связанные с ранее представленным контрактом.

Не запрашивается документация, предъявленная ранее, и документы, имеющиеся в наличии в базах других официальных структур (153-го типа находятся под запретом по распоряжению Правительства РФ), к примеру, выписки из многих видов государственных реестров (ЕГРП и др.), кадастровые паспорта, сведения о численном составе работников, многие виды справок.

В Налоговом кодексе РФ нет прямой ссылки на случаи проведения выездных налоговых проверок. Но вместе с тем риски будут существовать в случаях:

- если сумма нарушения превышает 10 млн руб.;

- если компания игнорирует требования в части представления пояснений к налоговой отчетности;

- если по итогам камеральной проверки компания попала в план выездных проверок.

На сайте налогового органа https://www.nalog.ru "Я хочу минимизировать риск выездной проверки" приведена Концепция выездных налоговых проверок, которую может использовать налогоплательщик для снижения налоговых рисков.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок - открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен Федеральной налоговой службой в план выездных налоговых проверок.

Кроме того, важно обратить внимание, что Федеральная налоговая служба регулярно утверждает перечень организаций, которые подпадают под налоговую проверку.

Перечень проверяемых компаний устанавливается на каждый год, в него, в частности, попали АО "Гознак", АО "КТ", ООО "Панорама" и др.

Перечень вопросов для корректировки декларации

Часто налоговый орган присылает требование или запрос о корректировке декларации. Но вопрос, нужно ли корректировать декларацию, остается открытым. На сайте nalog.ru контролирующий орган дает разъяснения, что делать в этом случае.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок - открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения.

Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок. Пояснения к налоговой декларации можно представить в письменном виде лично, почтовым отправлением либо по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи. Пояснения необходимо представить в течение 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Внести исправления в декларацию необходимо только в том случае, если ошибка привела к уменьшению налога, уплачиваемого налогоплательщиком в бюджет. Если этого не произошло, то подавать уточненную декларацию необязательно

Е. Шестакова
Генеральный директор
ООО "Актуальный менеджмент"

"Финансовая газета", 2019, N 3
Документ предоставлен КонсультантПлюс

Другие статьи

Бюллетень КонсультантПлюс
Новый Бюллетень КонсультантПлюс (апрель)
01.04.2024 Читать далее
"Путеводитель по налогам" – инструмент в системе КонсультантПлюс
Если Вам необходимо разобраться, как правильно исчислить и уплатить налоги и страховые взносы, подготовиться к налоговым проверкам, составить годовую отчетность, - воспользуйтесь информационным банком «Путеводитель по налогам», который входит в состав раздела «Финансовые и кадровые консультации» и ежедневно пополняется.
13.02.2024 Читать далее